О службе школьной медиации
В России более 10 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и правонарушениях несовершеннолетних. Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе № 464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.
В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешёнными.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Медиатор — нейтральный посредник, который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем, на их взгляд, проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются службы школьной медиации. Служба стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь было предложено самим найти решение ситуации.
Миссия службы школьной медиации — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель службы школьной медиации — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Основные программы, применяемые в службе школьной медиации.
- Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причинённого вреда). То есть ответственность за результат встречи лежит на её участниках.
- Медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуациях (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д.
- Круги сообщества — программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе неё участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.
- Также возможны челночная медиация, медиация через письма и т.д.
Нормативные документы службы школьной медиации
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64.
Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.
ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
Методические материалы
Памятка ученику по профилактике конфликтов
Памятка для родителей «Решение конфликтов»